История игрушечной миниатюрной мебели

  • stroyboks
  • 22 июля 2016
  • VN:F [1.9.16_1159]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
История игрушечной миниатюрной мебели

В истории материальной и прикладной культуры человечества есть страницы, которые на первый взгляд производят впечатление ясных и вполне очевидных, однако при более внимательном изучении выясняется, что они — сплошная загадка, что под кажущейся простотой кроется масса нюансов и вариантов истолкования. В данном случае речь пойдет о миниатюрной мебели, которая, скорее всего, предназначалась исключительно для детских игр и в ином качестве не могла быть использована. Правда, в процессе исследования и погружения в тему становится ясно, что маленькая мебель представляла интерес не только для детей, а её собирательством увлекались люди весьма солидного возраста; для них она порой являлась предметом страсти и составляла статью крупных, порой даже разорительных расходов.

Началом истории производства и коллекционирования миниатюрной мебели стали замечательные кукольные домики, изготовленные в Голландии и Германии для развлечения юных особ королевской крови. Их наполняли маленькой кукольной мебелью, посудой, драпировками, иногда коврами, бытовыми деталями и даже способными стрелять маленькими охотничьими ружьями и пистолетами, а также куклами, которых можно было переодевать в различные костюмы, подходящие к тому или иному случаю (выезд на бал, охоту, приём гостей и т.д.) Стоили они очень дорого, так как их изготавливали в единичном экземпляре, как правило, на тех же фабриках и из тех же материалов, порою драгоценных, где делали подлинную мебель, посуду, прочее оборудование полного размера, служившие образцом. Исполнение маленькой мебели требовало исключительного мастерства и таланта.

2016-07-22_13-12-02

Шкаф-комод, маркетри в восточном стиле, с геометрическим узором и многочисленными звездами, Франция, XVIII век. Высота 105 см.

Из нашей родной российской относительно недавней истории можно вспомнить современника и друга А.С. Пушкина — Павла Войновича Нащокина (1801-1854 гг.), по заказу которого был создан широко известный в России кукольный домик, а также экспонируемый в Петергофе так называемый «Сельский приказной дом», который стал даром императора Николая I его супруге Александре Федоровне. Оба эти домика буквально наполнены вещами той эпохи, изготовленными с любовью и талантом. Они передают дух времени гораздо более полно и точно, чем многие описания и рисунки. В «Нащокинском домике» представлено много вещей (611 штук), так или иначе связанных с жизнью, бытом и творчеством А.С. Пушкина и потому особенно драгоценных для нас. Но это всё-таки памятные игрушки, не более того. Обратимся к другим аспектам миниатюрной мебели европейского производства, которые не связаны с игрой и детьми.




Экзаменационные работы

Внимательный читатель, возможно, знает о том, что в любой профессии для становления мастера, начиная от Средневековья и до середины XIX века, в Европе необходимо было пройти шести-семилетний период ученичества, затем следовали три-пять лет работы подмастерьем, когда человек работал почти даром, «за харчи», и лишь потом он получал право представить на суд специальной комиссии экзаменационную работу для получения звания Мастера и члена гильдии. Такие комиссии не бывали постоянными, а создавались «по случаю» из наиболее одарённых и авторитетных мастеров союза, гильдии, ганзы, объединения. В них входили люди, имеющие не менее чем десятилетний опыт самостоятельной работы. Они бывали предельно строгими, потому что мало кто был заинтересован в умножении числа мастеров-конкурентов. Всем известен французский термин шедевр (мастерски исполненная вещь). Одно из первоначальных значений этого термина может быть истолковано как «экзаменационная работа» или «работа на звание мастера». Такая работа могла быть успешной, а порой и нет. Для её создания требовались дорогие, иногда драгоценные материалы, которые в случае неудачи могли быть испорчены, потрачены зря, впустую, как, впрочем, и труд, ушедший на изготовление самого предмета. Кстати, уровень демонстрируемого мастерства не столь сильно зависел от размеров изделия, скорее, даже наоборот: в малом масштабе намного сложнее показать умение обращаться с материалом, выдерживать пропорции изделия и проявлять мастерство в обработке и отделке.

2016-07-22_13-13-38

Шкаф-комод; маркетри с цветами и птицами, с инкрустированной надписью из слоновой кости «Для Жасмин», с двумя дверцами, за которыми кроется коллекция китайского фарфора, оправленного в серебро в Амстердаме; Голландия, XVIII век. Высота 68 см.

Прекрасный шкафчик из акажу, носящий клеймо Дау (V. Daoust) и датированный 1802 годом, высотой 67 см является образцом подобного шедевра в области столярного искусства. Под его съёмным козырьком располагается арочный фронтон, украшенный тонкими резными скульптурными эмблемами. Две дверцы с рокайльным лепным орнаментом соединяются у центральной пилястры; при открывании обнаруживаются полки и два ящика. Внутренний выдвижной ящик окантован резьбой в форме жемчужин. На нижнем фартуке — резьба по массиву дерева, изображающая столярные инструменты: метр, скобель, циркуль, тиски, киянку. В верхней части фронтона изображены научные приборы: циркуль символизирует меру и справедливость, угольник вызывает ассоциации с точностью и мудростью, тогда как лира взывает к поэтическому вдохновению и к пророчеству, а кадуцей (отличительный знак бога Гермеса — переплетённые ветви оливы и лавра, увенчанные двумя змеями) олицетворяет равновесие и мир.

Приведу ещё пример подобной экзаменационной работы из Голландии. В этой стране с давних времен сильна традиция создания подобных шедевров. Этот шкаф-комод высотой 68 см с маркетри из цветов, масок и птиц с добавлением маленьких цветочков из слоновой кости, в котором будущий мастер столь талантливо выразил себя, стал особенностью стиля Нидерландов под названием «жасминовое маркетри».

2016-07-22_13-14-28

Токарный станок мастера по перламутру П. Муше; Франция, около 1820 г. Высота 30

Стоит упомянуть и подлинный шедевр — токарный станочек высотой 30 см из перламутра, великолепно исполненный около 1820 г. Пьером Муше. Этот парижский скульптор и специалист по перламутру и слоновой кости в качестве вступительного шедевра представил миниатюрную копию своего рабочего станка со всеми механизмами. Помимо прекрасных эстетических качеств, этот токарный станок и по сию пору успешно работает точно так же, как станок натуральной величины.

2016-07-22_13-15-21

Макет коронационного трона; дерево, папье-маше, воск, Адриен Марелье, около 1750 г. Высота 54 см; Королевский Дворец в Стокгольме.

Модели или макеты

Когда клиент обращается к мастеру с просьбой изготовить тот или иной образец мебели, он порой хочет, прежде чем заказать изделие, посмотреть на модель или его макет. Разумеется, человек, привыкший читать чертежи, мог бы удовольствоваться их рассмотрением и оценкой, но это умение, сегодня довольно распространенное, в описываемые времена было очень редким. Потому наглядная уменьшенная модель была весьма востребованной и желанной, особенно если она являла собой некую техническую новинку, новый и неожиданный вариант украшения или отделки.

В Средние века мебель была немногочисленной, и ее часто перевозили с места на место, из одной резиденции в другую. Такая мебель не была разнообразной, почти не изменялась, была прочной, грубой, и своё происхождение вела от сундука или ларя.

Экономический подъём в эпоху Ренессанса позволил тем, кто накопил достаточное состояние, обустраивать внутреннее пространство своего жилища с роскошью, которая до той поры была присуща разве что церквям или королевским дворцам. За большими залами эпохи Средневековья, предназначенными для многих целей, в XVIII веке последовало разделение жилища на небольшие комнаты, каждая из которых выполняла одну, строго определенную функцию: собственно жилая комната, спальня, гостиная, прихожая, музыкальный салон, столовая, библиотека, бильярдный зал. Миниатюрная скамья с клиновыми замками крепления высотой 23 см — весьма редкий прототип перевозимой мебели; когда вынимают клинья с каждой стороны, вся сборка легко демонтируется для перевозки. Это небольшая модель столяра, работавшего с клиновыми конструкциями, который имел привилегию (лицензию) на изготовление и продажу всех видов мебели: «Йехан Мишель, мастер- клиновщик, с правом производства и обучения» (из счета за строительство кафедрального собора в Труа).

В ходе создания новой мебели модель занимает важное место. После изготовления чертежа объемная модель позволяет лучше понять «уравновешенность, функцию, эстетику и саму душу мебели». Новая черновая заготовка позволяет производить переход от одного стиля мебели к другому; тем самым история мебели оказывается неразрывно связанной с небольшими моделями, которые изобретает архитектор-декоратор (орнаменталист) или мастер-эбенист (чернодеревщик). Небольшую легко переносимую модель гораздо проще представить на суд заказчика, чем полноразмерный предмет мебели, особенно если она может стать разборной.

2016-07-22_13-16-51

Макет коронационного трона высотой 54 см шведского короля Адольфа Фредерика и королевы Луизы Ульрики (коронованных 26 ноября 1751 г.) являет собой историческое свидетельство. Это заготовка из дерева, папье-маше и воска.

Окончательный полномасштабный вариант коронационного трона был украшен богатой резьбой и золочением, однако многочисленные резные мотивы и скульптуры были заложены и воспроизведены уже на подготовительном макете.

Таким образом «построением» нового предмета мебели архитектор- декоратор создает демонстрационную модель, закладывая в неё более точные и разнообразные образчики мотивов украшения, чем это делает декоратор в своём альбоме, поскольку в данном случае декор изделия строго привязывается к конкретному изделию. Из-за высокой себестоимости и затрат на транспортировку эта модель была исполнена в небольшом масштабе, позволяя получить достаточно точное представление о том, каков будет предмет мебели в окончательном варианте.

2016-07-22_13-17-14

Пара трансформируемых табуретов для музыкантов с механизмом подъема; Франция, эпоха Людовика XVI. Высота 23 см

Модели со встроенными механизмами

Пара табуретов высотой 23 см для музыкантов позволяли заказчикам выбрать различные скульптурные модели. Трансформируемые табуреты оборудованы механизмом, дающим возможность поднимать сиденье на нужную высоту. Оба окантованы поясками с плетёным узором, прерываемым линиями розочек и резными сердечками. Ножки табуретов прямые или восьмигранные. Трансформируемое кресло для больного «еп confessionnal» (в переводе с французского — как в исповедальне) — высотой 25 см — интересная модель, которая благодаря двум кремальерам (зубчатым рейкам) позволяет превращать его в кровать для отдыха.

Любопытна модель мойки посуды для десерта высотой 32 см голландской работы XVIII века, состоящая из верхней плиты, которую можно поднять, открывая при этом подвижные полки, служащие опорой для кубков и стаканов. С каждой стороны центральной раковины для мойки стаканов выдвигается скользящая полочка, состоящая из двух частей, при этом создается дополнительная поверхность. В нижней части два ящика и две реечные дверцы открывают этажерку для размещения посуды.

2016-07-22_13-18-00

Трансформируемое кресло для больного; Франция, эпоха Людовика XIV. Высота 25 см.

Торговый образец

После того как мастер по заказу клиента изготовил ту или иную модель, она вполне могла послужить образцом для дальнейшего продвижения и тиражирования в коммерческих целях вне зависимости от того, была ли она принята придирчивым первоначальным клиентом или отвергнута им. Безусловно, небольшую модель проще и удобнее перевозить, в том числе и в багаже на дальние расстояния, чтобы продемонстрировать её достоинства потенциальным покупателям.

Некоторые мастера оценили возможности изготовления макета или модели даже не из черного или красного, а потому дорогого дерева и прочих ценных материалов, а демонстрировали своим клиентам макеты из обожженной глины или терракоты, иногда — частично из воска по деревянной основе, а также из клеёной бумаги, или «папье-маше». Терракота много пластичнее долговечных дерева и металлов, но в то же время, и более подвержена ударам, однако хрупкость компенсировалась её дешевизной.

2016-07-22_13-18-55

Кафедра проповедника из терракоты; Франция. XVII век. Высота 70 см.

Терракотовая модель кафедры проповедника высотой 70 см — это прекрасный проект XVII века. Здесь представлен первый эскиз с некоторыми скульптурными мотивами в виде молящейся и ангела. При заказе по образцу клиенты получали возможность выбирать варианты индивидуальных форм, различных рисунков маркетри, экзотические породы дерева, доступные в настоящий момент, согласовывать цены и прочее. Принимая во внимание уменьшенный размер таких моделей, эбенист мог переезжать с места на место с подобными моделями, чтобы демонстрировать образцы своей продукции потенциальным клиентам.

В провинциальных городах столяры не всегда имели стационарные мастерские. Некоторые из них устраивались со своими инструментами и уменьшенными моделями прямо у заказчиков, чтобы изготовить к свадьбе или иному случаю громоздкий и тяжеловесный сундук-кофр («кассоне»), свадебный шкаф или комод, иную мебель по выбору по предлагаемой уменьшенной модели; и все это из аккуратно срубленного, просушенного и распиленного отцом будущей новобрачной дерева.

Возможно, Вас заинтересует:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.