Как избежать неравномерного окрашивания
Чтобы не погубить проект на этапе отделки, научитесь правильно тонировать древесину и исправлять ошибки.
Пятнистость возникает, когда участки древесины с разной плотностью по-разному впитывают краситель или морилку, и в результате поверхность выглядит неоднородно, скрывая природную красоту текстуры. Некоторые породы, такие как дуб или орех, впитывают жидкость равномерно. У сосны, вишни, клена, тополя и березы менее плотные участки поглощают больше жидкости (и, соответственно, больше пигмента или красителя), чем более плотные.
Любые меры по предотвращению этого неприятного явления начинаются с тщательной шлифовки поверхностей наждачной бумагой № 180, а для шлифовки торцевых применяют бумагу № 220. Если вы пользуетесь эксцентриковой шлифмашиной, дополнительно отшлифуйте изделие вручную вдоль волокон наждачной бумагой той же зернистости, что и у последнего шлифовального диска. После шлифовки протрите все поверхности уайт-спиритом и, внимательно их осмотрев, убедитесь в отсутствии мелких рисок-царапин. Если их нет, нанесите морилку- гель или выровняйте впитывающую способность разных участков с помощью специального состава, так называемого грунта-кондиционера. Выбирайте морилку-гель, если хотите простым способом получить нужный цвет прямо из банки. А если требуется абсолютная уверенность в равномерности тонирования или вы собираетесь использовать морилку на водной основе, следует предпочесть грунт-кондиционер.
Что такое морилка-гель?

Как и на древесине, жидкая морилка быстро впитывается в губку, а морилка-гель остается на поверхности, почти не растекаясь.
В отличие от жидких морилок, глубоко проникающих в древесные волокна, морилка-гель удерживает красящие частицы во взвешенном состоянии (фото А), и они не могут чрезмерно впитываться в пористые участки древесины. Однако, в зависимости от состава, некоторые гелевые морилки все же слишком резко усиливают контраст между полосами ранней и поздней древесины у хвойных пород (фото В).

Морилка-гель тонирует сосновую древесину более равномерно, чем жидкая морилка такого же цвета, но резкий контраст между годичными кольцами сохраняется.
Прежде чем нанести морилку-гель, тщательно размешайте ее в банке, чтобы на поверхности не оставалось жидкого слоя. Наносите ее тампоном обильно, но равномерно. Дайте ей впитаться в течение времени, указанного производителем (обычно около трех минут), а затем сотрите излишки, передвигая сухую ткань вдоль волокон.
Не рассчитывайте на то, что морилка- гель избавит вас от необходимости шлифовки торцевых волокон более тонким абразивом. Чем грубее поверхность, тем больше частиц пигмента она удерживает, и будет поэтому выглядеть более темной.
Грунт-кондиционер: всегда отличный результат
Независимо от того, купите ли вы готовый состав или приготовите его сами из лака и уайт-спирита, работать они будут одинаково. Растворитель помогает лаку проникнуть глубже в пористые, сильно впитывающие участки и частично закупорить их. Это выравнивает впитывающую способность на разных участках, и жидкая морилка окрашивает их более равномерно, без пятен (фото С).

На загрунтованной кондиционером сосновой панели рисунок, образованный годичными кольцами, выражен слабее, чем при обычном нанесении жидкой морилки.
Кондиционер на масляной основе можно применять перед нанесением как масляной, так и водной морилки (фото D), но он должен полностью высохнуть. Чтобы приготовить его в домашней мастерской, смешайте две части масляного лака или полиуретана, который выбрали для верхних слоев отделки, с восемью частями уайт-спирита. Однако не пытайтесь разбавлять водный лак, чтобы использовать его как кондиционер, а купите готовый грунт на водной основе.

Кондиционер на водной основе предотвращает впитывание водной морилки в сосновую древесину, и вы успеете стереть ее излишки до того, как они высохнут.
Теперь о недостатках. Частично заполнив поры древесины, грунт- кондиционер оставляет меньше мест, где могли бы удерживаться частицы пигмента, и в результате цвет будет светлее, чем на древесине без кондиционера. Работа с кондиционером требует некоторого опыта и экспериментов, чтобы избежать неравномерного тонирования и добиться насыщенного цвета.
Как применять
Обильно нанесите кондиционер на поверхность доски-образца, чтобы неплотные участки и торцы полностью пропитались жидкостью. Когда эти места перестанут впитывать состав, тщательно протрите поверхность, чтобы удалить излишки. Кондиционер на масляной основе после нанесения оставьте сохнуть в течение ночи, а водному кондиционеру для высыхания достаточно трех часов. В инструкции на банке может быть написано, что приступить к тонированию древесины вы можете сразу после высыхания, но мы советуем не спешить. Есть риск, что растворитель, входящий с состав морилки, размягчит недостаточно затвердевший кондиционер. Если образуются пятна, добавьте чуть больше лака в самодельную смесь или нанесите еще один- два слоя кондиционера, чтобы тонирование было равномерным. Но не повышайте концентрацию смеси: на одну часть лака должно приходиться не менее двух частей уайт-спирита. Слегка отшлифуйте высохшую поверхность наждачной бумагой той же зернистости, какую применяли для шлифовки чистой древесины. Затем нанесите морилку, следуя инструкции на банке.
Слишком поздно? Спрячьте эти пятна
Если несмотря на все ваши старания поверхность все же получилась пятнистой, не отчаивайтесь. Выровняйте цвет с помощью так называемой глазури. Это может быть любая морилка с большим содержанием пигментов, нанесенная поверх отделочного слоя, через который просвечивает неравномерно тонированная древесина.
Начните с нанесения грунтовочного слоя, используя неразбавленный состав, который выбран для отделочного покрытия. Когда он высохнет, сделайте поверхность слегка шероховатой, обработав ее вдоль волокон тонкой стальной шерстью, чтобы создать сетку мельчайших царапин, в которых будут удерживаться частицы пигмента. Затем равномерно нанесите глазурь, взяв морилку-гель на масляной основе.
Если для достижения результата морилки нужно немного, удалите ее излишки, как и при тонировании чистой древесины. После просушки нанесите два слоя отделочного покрытия (фото Е).

Морилка-гель делает правую часть этой вишневой панели более темной, но не усиливает контраст пятен, образовавшихся до нанесения глазури.
Если требуется больше морилки, чтобы скрыть пятнистость, возьмите сухую кисть из натуральной щетины и, едва касаясь поверхности кончиками щетинок, распределяйте морилку, выравнивая цвет отдельных участков. Чаще вытирайте кисть досуха в процессе работы. Если вы удалили слишком много, заново нанесите морилку на этот участок и опять обработайте его кистью. Допустив грубую ошибку, немедленно протрите поверхность тканью, смоченной уайт-спиритом, пока морилка не начала высыхать, а затем попробуйте начать сначала.