Как сделать кромочные накладки незаметными
Благодаря стабильности фанера является отличным материалом для многих проектов, но при тонировании часто имеет другой оттенок, заметно отличающийся от кромочных накладок из массивной древесины. Испытайте один из трех способов, чтобы справиться с проблемой.
Глубокому проникновению морилок и красителей препятствует слой клея, соединяющий листы шпона в фанере, что существенно отличает ее от натуральной древесины. Подобную разницу оттенков нередко можно заметить на полках с кромочными накладками или на фанерном корпусе с деревянной фасадной рамой. Попробуйте применить несложные приемы, и детали ваших изделий будут казаться сделанными из одной доски.
- Морилка позволяет выровнять незначительные различия в цвете, но она может и усугубить ситуацию, выявив открытые поры смежных участков с неодинаковом текстурой. Прежде всего, подбирайте материал для накладок в соответствии с текстурным рисунком фанеры, как показано внизу.
- Старайтесь не размазывать излишки клея по поверхности в процессе склейки, чтобы избежать появления светлых пятен, еще более затрудняющих отделку.
Если вы хотите добиться равномерного тонирования, всегда испытывайте различные способы отделки на образцах, склеенных из обрезков древесины и фанеры или облицованной шпоном МДФ-плиты, экспериментируя с этими тремя вариантами:
1 Сначала попробуйте применить морилку-гель
В отличие от жидкой морилки на масляной основе, которая должна проникать в древесину как можно глубже, густая консистенция масляной морилки-геля позволяет избирательно пропитывать пигментами шпон и массив древесины.
После нанесения равномерного слоя морилки-геля на все части изделия или детали не торопитесь вытирать излишки с участков, которые должны быть более темными. Если на древе-сине случайно образовались полосы или разводы, сотрите их чистой тканью, смоченной уайт-спиритом, и повторите тонирование заново.

Тщательно подобрав рисунок волокон кромочной накладки из дуба в соответствии с рисунком панели, облицованной дубовым шпоном, удалось сделать границу между деталями практически незаметной после тонирования.
2 Используйте кондиционер для древесины
Кондиционеры работают как жидкие пленкообразующие составы, дающие на поверхности тонкую пленку, препятствующую глубокому проникновению морилки в пористые участки. Частично заполняя поры и одновременно делая остальную поверхность менее проницаемой, они также уменьшают контраст участков, образованных гак называемой ранней и поздней древесиной (фото вверху). Вы можете приобрести готовый состав- кондиционер или приготовить его самостоятельно, смешав две части уайт- спирита с одной частью полиурегаиового или алкидного лака. Нанесите состав на поверхность кистью и дайте ему полностью впитаться. Затем сотрите оставшиеся излишки и просушите изделие в течение ночи. Слегка отшлифуйте поверхность наждачной бумагой № 220, снова протрите и можете наносить морилку.
3 Загрунтуйте, а потом тонируйте
Для более равномерного тонирования (даже разнооттеночных досок в одном щите) наносите морилку поверх слоя грунта, а не на чистую древесину. Очищенный шеллак является превосходным быстросохнущим грунтом. Для приготовления грунтующего состава растворите 95 г шеллака в 500 мл спирта-денатурата. Или купите готовую шеллачную политуру и разведите ее наполовину спиртом. Избегайте неочищенного шеллака или политуры с содержанием воска — это может ухудшить адгезию лака. Равномерно нанесите кистью или распылителем грунтовочный состав на все поверхности и дайте им хорошенько просохнуть. Слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220 и нанесите морилку. Только одно предупреждение: шеллачный грунт затрудняет получение темных оттенков, однако тонирование будет равномерным и текстурный рисунок окажется менее контрастным.