Почему ребенок не хочет идти в школу

  • stroyboks
  • 05 сентября 2015
  • VN:F [1.9.16_1159]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
Почему ребенок не хочет идти в школу

Первое сентября – торжественная дата. Этот праздничный день с букетом цветов, белыми бантами, новенькими портфелями и радостными детьми. Но не так редко встречаются и ситуации, когда идти в школу ребенок не хочет, причем, не хочет категорически, со слезами, скандалами, а то и ухудшением здоровья. Что же делать? Как поступить в таких случаях, как помочь ему? Что могут в этом случае сделать родители?

Причины нежелания идти в школу

Причин, по которым ребенок отказывается идти в школу, известно не так уж и мало.

Первая и лежащая на поверхности: ребенок просто не готов к школе в социальном, психологическом плане. Чаще такое происходит, когда малыша отдали в первый класс, едва ему исполнилось шесть лет. Но иногда социальная и психологическая неготовность проявляется и у семилеток.

Интеллектуально ребенок может быть развит очень хорошо: уметь читать, считать, быть спортивным. Но вот ощутить себя в роли ученика ему оказывается пока сложновато, он не готов жить по школьным правилам и выстраивать взаимоотношения по новому — школьному типу.

2015-09-05_17-14-21Перед поступлением с ребенком обычно беседует психолог, и при явной социальной неготовности родителям советуют подождать год с поступлением в первый класс. Но даже если психолог считает, что малыш уже готов к школе, родителям заранее следует проверить, как он представляет себе саму школу, распорядок дня и себя в ней.

Допустим, ребенок на вопрос «Хочешь ли ты в школу?», отвечает, что хочет, потому что там много детей или потому что там учительница рассказывает много интересного.

По этим ответам ясно, что представления о школе у ребенка несколько однобокие и идеализированные. Поэтому, когда его радужные ожидания столкнутся с действительностью, возможны серьезные разочарования. А там недалеко и до категорического отказа идти в школу.

Другая, не менее распространенная проблема отказа ребенка посещать уроки — страх перед учителем. Учительница может быть компетентным преподавателем, вовсе не злым человеком. Совсем не обязательно, что она будет кричать на ребенка или наказывать его. Но ее поведение вполне может оказаться не похожим на поведение доброй воспитательницы в детском саду или няни. Быть может, учительница слишком громко говорит с явно выраженными требовательными интонациями или строго и непривычно для малыша требует соблюдения дисциплины.




Случается и так, что ребенка в школе действительно обидели или же регулярно обижают. Быть может, это были старшие школьники, или же у малыша почему-то не сложились отношения с одноклассниками. В этом случае ситуация требует серьезного разбирательства с привлечением учителя, а иногда и школьного психолога, а также принятия нестандартных и тщательно продуманных мер, чтобы еще больше не навредить положению ребенка в коллективе.

Еще одна важная и часто встречающаяся причина, по которой малыш отказывается ходить в школу — это поведение самих родителей. Как часто малыш слышит от них: «ты должен хорошо учиться»; «ты не должен получать плохие отметки»; «пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять». Все это, наваливаясь на начинающего школьника резко и неожиданно, оказывается слишком большой нервной нагрузкой для человека, делающего только первые шаги в получении знаний.

Выясняем особенности

Как определить, какая же из причин относится именно к вашему малышу? Что нужно делать в первую очередь? Осознать всю серьезность проблемы, попытаться выявить причины и разобраться в тех, которые привели к такой негативной реакции по отношению к школе.

Психологи рекомендуют как можно чаще задавать первокласснику самые простые вопросы, а затем проанализировать ответы. Вопросы могут быть такими:

  • Какой урок в школе — самый интересный?
  • Легко ли тебе делать домашнее задание?
  • Что интересного есть в твоей школе, не считая уроков и объяснений учителя?
  • Хвалит ли тебя учительница?
  • Вызывает ли она тебя к доске, когда ты поднимаешь руку и хочешь ответить?

Из ответов можно узнать много нового, а иногда и неожиданного, что и позволит помочь малышу изменить отношение к учебе и самому посещению школы.

Еще один хороший способ разобраться в ситуации — поговорить с родителями одноклассников. Часто оказывается, что схожая проблема есть и у других детей в классе. А иногда кто-то из одноклассников рассказывает дома больше подробностей, чем ваш ребенок.

В некоторых школах родителям разрешают приходить на уроки или

дают просматривать видеозаписи занятий. Вряд ли удастся увидеть на них что-то особенное, но внимательные родители смогут отметить на них факторы, вызывающие негативную реакцию ребенка.

Родителям первоклассника психологи рекомендуют не забывать, что один месяц, два, или даже три — маловато для того, чтоб ребенок полностью адаптировался и привык, поэтому скоропалительных выводов делать не стоит, нужно просто поддержать малыша в это очень непростое для него время. При этом нужно иметь в виду, что отказ ходить в школу у малыша может проявляться явно: «не пойду и все» а может и скрыто, когда ребенок в школу идет, но там ни с кем не общается или отказывается отвечать у доски.

2015-09-05_17-14-39

Привык, но ходить не хочет

К школе уже привыкли, но проблемы не заканчиваются… Бывает и так, что нежелание идти в школу возникает не сразу, а уже после того, как проблемы адаптации успешно разрешились, с одноклассниками и учительницей наладился неплохой контакт, и даже к ежедневным домашним заданиям ребенок совсем привык.

В младшей школе такой вновь возникшей причиной может стать накапливающаяся усталость. Выносливость у всех детей разная, и иногда длина учебной четверти оказывается для ребенка слишком большой, появляется плохое настроение и нежелание идти на уроки.

Иногда причиной нежелания идти в школу оказывается и слишком хорошая подготовка ребенка. В самом начале ему было трудновато, но теперь он привык и адаптировался, и на уроках, где проходят то, что он уже знает, ему стало неинтересно.

При переходе в среднюю школу нежелание идти на уроки чаще всего происходит по причине потери интереса к учебе как таковой. Недостаточно усвоенный учебный материал вызывает скуку и нежелание дальше в нем разбираться. Часто нежелание ходить в школу в этом возрасте возникает по причине конфликтов с учителями или другими школьниками.

Нежелание идти в школу у подростков в старших классах либо связано с теми же причинами, что и в средних, либо объясняется появлением других интересов вне стен школы.

Причины выяснены, что предпринять?

2015-09-05_17-14-49В первую очередь следует помнить, что не обязательно пытаться решить все проблемы в одиночку. Можно и даже нужно обратиться за помощью к учителю или же школьному психологу. Если ребенку некомфортно и страшно в школе, именно взрослый может помочь найти такой выход из этой ситуации, который сам ребенок еще не смог увидеть из-за недостаточного возраста и опыта.

Нередко оказывается, что причина в недостаточном контакте с одноклассниками. В этом случае родители могут попробовать сделать что-то оригинальное вместе с ребенком, чтобы заинтересовать не только его, но и других детей. Например, организовать интересную экскурсию или поход, после которого рейтинг малыша в классе возрастет. Учительница тоже может повлиять на ситуацию, поручив нескольким детям, в том числе и вашему ребенку, какое-то важное дело, а затем похвалив их за его выполнение.

Допустим, ребенку скучно на уроках. На эту ситуацию также вполне может повлиять учитель, подбирая ему более сложные задания. Можно рассмотреть и более радикальные варианты: «перепрыгивание» через класс или же домашнее обучение.

Ребенку, который устает от продолжительной учебы, имеет смысл периодически разрешать некоторое время (два-три дня) не посещать школу. Сейчас во многих учебных заведениях распространена система каникул через каждые пять недель, она считается более щадящей. Вполне вероятно, что примерно такая система необходима и вашему ребенку. За эти два-три дня он не отстанет в учебе от одноклассников, но наберется сил. Такую систему стоит обязательно объяснить самому ребенку, чтобы он старался рассчитать свои силы самостоятельно.

Такие дополнительные каникулы будут особенно актуальны во второй и третьей четверти, во время короткого светового дня: усталость в это время особенно сильно проявляется.

Если нежелание ребенка ходить в школу сопровождается возникновением психосоматических недомоганий и болезней, неплохим выходом из положения будет справка о щадящем режиме, выдаваемая врачом поликлиники.

Согласно этой справке ребенок может один день не присутствовать в школе (если школа не против). Совместно с учителем при этом выбирается день, когда ребенок будет оставаться дома. Выбрав этот вариант, следует заверить администрацию школы и учителя, что, несмотря на щадящий режим, с учебным планом ребенок будет справляться, старательно занимаясь дома.

2015-09-05_17-14-58

Радикальные меры

Случается и так, что ребенок категорически отказывается ходить в школу, несмотря на все попытки разрешить эту ситуацию. Быть может, в вашем случае приемлемым выходом будет перевод его на семейное обучение. Для такого перевода требуется всего лишь написанное на имя директора школы заявление и соблюдение соответствующих правил.

Основные родительские сомнения по поводу целесообразности семейного обучения, как правило, заключаются в следующем:

2015-09-05_17-15-071. Ребенок в учебе отстанет от одноклассников. На самом деле, большое количество учебного материала можно найти в интернете или на обучающих дисках, так что качество обучения может даже улучшиться. Кроме того, вернуться в школу окажется никогда не поздно.

2. Родители беспокоятся, что сами не смогут научить ребенка. На самом деле, с программой начальной школы справится любой родитель, а в более старшем возрасте при соответствующей мотивации ребенок научится заниматься самостоятельно.

3. Ребенку будет не хватать общения с ровесниками. На самом деле, родители вполне способны организовать общение, отдав ребенка в кружок или студию. Да и семейное обучение вовсе не предполагает полную изоляцию ребенка от одноклассников Нужно учитывать и то, что в школе дети часто устают от слишком интенсивного общения.

4. Отсутствие у родителей времени на обучение. Это значимый аргумент, но здесь придется искать компромиссы и выбирать время, хорошо его структурируя.

Еще несколько советов от психологов

Что могут сделать родители, если ребенок не хочет идти в школу:

Родителям первоклассника следует:

  • провожая малыша в школу, расставайтесь с улыбкой, попытайтесь передать ему свое хорошее настроение;
  • обязательно подведите его утром к учительнице, чтобы она с ним приветливо поздоровалась. Это действует на начинающего школьника успокаивающе.

Родителям более старших детей:

  • напомните ребенку веселые и интересные случаи из его жизни в школе;
  • объясните ему, что он всегда, как бы ни сложились обстоятельства, может рассчитывать на вашу поддержку;
  • обязательно хвалите ребенка даже за небольшие успехи в школе и за старание.

И еще одно… А вы сами, дорогие правильные и строгие родители, вы все любили ходить в школу? Учеба, ежедневные уроки и домашние задания — это ведь действительно сложно, особенно, когда ты полностью зависим от взрослых и ничего не можешь изменить. Ребенку очень нужна ваша поддержка. Она может выражаться в разговорах, участливом понимании, совместном времяпрепровождении после занятий.

Возможно, Вас заинтересует:

Яндекс.Метрика